Задачи Финансовое право

Финансовое право
ВАРИАНТ № 9

Содержание

Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3 12
Задание 4 13
Задание 5 16
Задание 6 18
Задание 7 21
Список использованных источников 24

Задание 1
В соответствии с решением Совета директоров ЦБ РФ (Банк России) в лице председателя заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ — за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.
Правомерен ли заключенный договор? Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?

Решение:
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон), Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Также статья 23 указанного Закона гласит: Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.
Таким образом, заключенный договор неправомерен.

Задание 2
По договору купли-продажи канцелярских товаров ООО «Свет» 19 апреля 2007 г. осуществило платеж наличными деньгами на сумму 30 тыс. руб. АО «Глобус». 20 апреля 2007 г. ООО «Свет» произвело доплату АО «Глобус» по этому же договору наличными деньгами на сумму 40 тыс. руб.
Рассмотрите предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

  1. Допустимо ли осуществление таких платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации?
  2. Установлена ли административная ответственность за осуществлением между резидентами расчетов наличными деньгами?
  3. Установлены ли в настоящее время какие-либо ограничения на осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами?
  4. Могут ли быть установлены такие ограничения с учетом п. 2 ст. 861 ГК РФ?

Решение:

  1. Стороны вправе выбрать и согласовать договором следующие формы и способы расчетов денежными средствами:
  • оплата товара в безналичном порядке через банк или иную кредитную организацию с помощью одной из установленных законом форм (п. 2 ст. 861, ст. 862 ГК РФ);
  • оплата товара наличными денежными средствами в кассу поставщика. Данная форма оплаты допускается для юридических лиц и предпринимателей, поскольку это не запрещено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Однако в отношении таких расчетов существует ограничение.
    В соответствии с Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора равен 100 000 руб. либо сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.
    Названный документ, кроме прочего, содержит положение о том, что наличные расчеты в пределах указанной суммы производятся по обязательствам, исполняемым как в период действия договора, так и после окончания срока его действия. Следовательно, стоимость товара, оплаченного после окончания срока действия договора, будет учитываться при определении того, соответствует ли уплаченная сумма допустимому пределу наличных расчетов.
    Таким образом, товар может быть оплачен в размере не более 100 000 руб. по одному договору.
  1. В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание) наличные расчеты в валюте России и иностранной валюте между участниками наличных расчетов (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее – предельный размер наличных расчетов) (п. 2 Указания). При этом ни срок действия договора, ни количество осуществляемых для его исполнения разовых платежей, каждый из которых может быть менее 100 тыс. руб., значения не имеют.
    Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб. Применяется указанная норма и в случаях превышения лимита расчетов организаций с индивидуальными предпринимателями.
    Таким образом, в случае обнаружения нарушений установленного порядка осуществления наличных расчетов налоговые органы вправе принять решение о привлечении организации, ее должностных лиц или индивидуального предпринимателя к административной ответственности. При этом правонарушение может быть обнаружено как в ходе налоговой проверки (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2014 г. № 07АП-7323/14), так и в ходе проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (постановление ФАС Поволжского округа от 12 октября 2010 г. по делу № А65-6852/2010).
  2. При расчетах наличными деньгами не возникает каких-либо самостоятельных обязательств по расчетам. Передача денег обычно представляет собой действие должника по исполнению соответствующего денежного обязательства, являющегося частью гражданско-правового обязательства по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Поэтому имеющееся правовое регулирование расчетов наличными деньгами ограничивается отношениями с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и представляет собой регламентацию ограничений на использование в целях осуществления расчетов между указанными лицами наличных денег.
    Такого рода ограничения были введены еще до принятия ГК в соответствии с Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации», которым было установлено, что расчеты между юридическими лицами, а также физическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке (ст. 14). Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами был определен на уровне 2 млн. руб. по одному платежу.
    То обстоятельство, что указанный Закон РФ впоследствии утратил силу, не означает, что в настоящее время отсутствуют какие-либо ограничения по использованию наличных денег для расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, хотя такие ограничения могут устанавливаться только федеральным законом (п. 2 ст. 861 ГК).
    В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами определяется в соответствии с нормативным актом Банка России — указанием от 14 ноября 2001 г. N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке», в соответствии с которым на основе решения совета директоров Банка России был установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. рублей.
    Соответствующие полномочия Банка России вытекают из Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. ст. 4, 29), согласно которому Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует денежное обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
    Законность указаний Банка России об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами, осуществляемых юридическими лицами, неоднократно подтверждалась решениями Верховного Суда РФ.
  3. Вопрос о соответствии Конституции РФ законоположений, содержащихся в ГК (п. 2 ст. 861) и в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. ст. 4, 29), допускающих возможность законодательного установления ограничений наличных расчетов, рассматривался Конституционным Судом РФ. И хотя заявления граждан, обратившихся по этому вопросу в Конституционный Суд РФ, не были приняты к рассмотрению, в соответствующих определениях Конституционного Суда РФ была выражена четкая и ясная правовая позиция.
    По смыслу п. 2 ст. 861 ГК общим правилом расчетов между юридическими лицами является безналичный порядок их осуществления, расчеты наличными деньгами также могут иметь место, если иное не предусмотрено законом. Обязанность осуществлять расчеты в одинаковом для всех юридических лиц и на всей территории государства безналичном порядке, быстрота которого гарантируется законом, не может рассматриваться как ограничение свободы перемещения финансовых средств. Введение определенных правил наличных расчетов также не нарушает принципов, закрепленных ст. 8 (ч. 1) и ст. 74 (ч. 1) Конституции РФ. Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридических лиц возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом. Этим не ограничиваются и право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, закрепленные ст. 34 (ч. 1) и ст. 35 (ч. 2) Конституции РФ. Не затрагивается при этом и конституционный принцип равенства, поскольку положения ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) Конституции РФ не гарантируют в любых случаях равенство прав юридических и физических лиц.
    Устанавливаемые Банком России ограничения размера наличных расчетов имеют то правовое последствие, что сделки между юридическими лицами либо с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые предусматривают расчеты наличными деньгами в сумме, превышающей предельный размер, являются ничтожными как противоречащие законодательству (ст. 168 ГК). Правда, в настоящее время действующее ограничение предельного размера наличных расчетов касается лишь расчетов между юридическими лицами и не затрагивает отношений с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Следовательно, расчеты между гражданами-предпринимателями могут осуществляться наличными деньгами без ограничений.
    Иного рода ограничения наличных расчетов установлены валютным законодательством. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении валютных операций юридическими лицами — резидентами расчеты производятся через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.
    Что касается физических лиц — резидентов, то они также должны осуществлять расчеты по валютным операциям через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих случаев: 1) передачи валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию; 2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам; 3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; 4) приобретения или отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; 5) перевода из Российской Федерации или в Российскую Федерацию валютных ценностей без открытия банковских счетов; 6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Задание 3
Сотрудник налоговой инспекции Мурзин приостановил операции ООО «Маяк» по счетам в банке в течение первого квартала в связи с непредставлением документов, необходимых для исчисления суммы налогов. Однако по просьбе ООО «Маяк» Банк «Вымпел» в марте провел ряд расчетных операций. Руководитель районной налоговой инспекции Петракова оштрафовала председателя ООО, его главного бухгалтера, управляющего банком — каждого на сумму, равную 10 тыс. руб.
Дайте юридический анализ ситуации.

Решение:
Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126). ООО «Маяк» в связи с непредставлением документов необходимых для исчисления сумм налогов справедливо понес наказание: приостановлены операции ООО по счетам в банке в течение первого квартала.
ООО «Маяк» нарушил требование налогового органа поэтому согласно ст. 12 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» на председателя ООО его главного бухгалтера руководителем районной налоговой инспекции наложен штраф.
Неисполнение банком «Вымпел» решения налогового органа (при наличии у банка этого решения) о приостановлении операций по счетам ООО «Маяк» влечет за собой наказание (ст. 134 НК РФ) поэтому руководитель районной налоговой инспекции справедливо наложил штраф на управляющего банком.

Задание 4
По итогам выездной налоговой проверки по НДС установлено, что индивидуальный предприниматель не сдавал декларации по НДС за 2010, 2011 гг. и налог не платил. Налоговая инспекция доначислила налог со всей суммы реализации без применения вычетов (хотя были представлены все счета-фактуры на вычеты). 1. Правомерна ли позиция налогового органа? 2. Может ли налогоплательщик подать налоговые декларации по НДС после вынесения решения по проверке и заявить о своем праве на вычет?

Решение:

  1. Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС в соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ.
    Пунктом 5 ст. 174 НК РФ установлено, что плательщики НДС обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
    Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
    За непредставление декларации налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ. За неуплату налога предусмотрена ответственность ст. 122 НК РФ.
    На основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
    Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил индивидуальному предпринимателю, который не сдавал декларации по НДС за 2010, 2011 гг. и налог не платил, НДС со всей суммы реализации без применения вычетов (хотя были представлены все счета-фактуры на вычеты).
  2. Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты.
    По общему правилу для принятия сумм НДС к вычету должны быть соблюдены следующие условия:
  • товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • указанные товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету, о чем свидетельствует наличие соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • наличие счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ).
    Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 23/11 применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении условий, установленных в гл. 21 НК РФ. Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обусловливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
    Следовательно, в рассматриваемой ситуации действия налогового органа поддерживаются позицией ВАС РФ и разъяснениями ФНС России, согласно которым налоговая инспекция не обязана уменьшать сумму доначисленного НДС на налоговые вычеты, не заявленные налогоплательщиком в налоговой декларации самостоятельно. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции, то за защитой своих прав он имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
    Из вышеуказанных норм налогового законодательства следует, что подача декларации по НДС является обязанностью плательщика НДС. Так что в рассматриваемой ситуации обязательно нужно подать все декларации, хоть и с нарушением срока подачи деклараций.
    Несмотря на несвоевременную подачу декларации, права на вычет налогоплательщик не потеряет. Условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
    Таким образом, индивидуальный предприниматель обязан подать несданные декларации за 2010 и 2011 гг. В декларациях индивидуальный предприниматель отразит суммы НДС, а также суммы налоговых вычетов (при соблюдении всех условий, дающих право на применение вычета). Срок, в течение которого индивидуальный предприниматель может воспользоваться правом на вычет сумм НДС, составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у индивидуального предпринимателя возникло право на вычет.

Задание 5
В ходе приватизации организации физлицо приобрело за ваучеры акции. Также после смерти члена семьи физлицо получило акции в наследство. Будет ли облагаться НДФЛ доход от продажи указанных акций?

Решение:
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Указанной статьей Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
В случае реализации акций, полученных в ходе приватизации предприятия, в качестве расходов на приобретение указанных акций может рассматриваться рыночная стоимость акций на момент их приобретения за ваучеры, либо номинальная (договорная) стоимость ваучеров, переданных за эти акции, при отсутствии рыночной стоимости акций, а также суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций.
Согласно абз. 8 п. 13 ст. 214.1 Кодекса, если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования) ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком.
В соответствии с абз. 9 п. 13 ст. 214.1 Кодекса, если при получении налогоплательщиком ценных бумаг в порядке дарения или наследования налог в соответствии с п. п. 18 и 18.1 ст. 217 Кодекса не взимается, при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг, полученных налогоплательщиком в порядке дарения или наследования, учитываются также документально подтвержденные расходы дарителя (наследодателя) на приобретение этих ценных бумаг.
Пунктом 18 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в денежной и натуральной формах, получаемых от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.
Исходя из изложенного в случае реализации ценных бумаг, полученных в порядке наследования, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как разница между суммой доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами наследодателя на приобретение этих ценных бумаг.

Задание 6
В результате ДТП, произошедшего 30 сентября 2009 г. пострадало три машины. Виновником ДТП был признан гражданин Суворов А.В., пострадавшими были признаны гражданка Чайкина Л.И. и гражданин Лебедев А.С. 5 октября гражданка Чайкина Л.И. обратилась в страховую компанию, с которой у гражданина Суворова А.В. был заключен договор ОСАГО с заявлением о возмещении причиненного ущерба. Страховая компания отказала в страховой выплате Чайкиной Л.И. мотивировав отказ тем, что уже произвела выплаты по данному страховому случаю гражданину Лебедеву А.С., который обратился 1 октября 2009 г.
Правомерны ли действия страховой компании?

Решение:

Действия страховой компании не правомерны по следующим основаниям.
Порядок обращения потерпевшего от ДТП и порядок страховых выплат регулируются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (ред. от 26.08.2013) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
С 1 сентября 2013 г. утверждать правила ОСАГО уполномочен Банк России, а не Правительство РФ, в связи с этим разработано Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данное Положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
На основании п. 42, 43 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (ред. от 26.08.2013) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия документы по страховому случаю должны быть вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Следовательно, срок для обращения потерпевшей Чайкиной Л.И. не вышел.
Как следует из ст. 7 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ в п. 3 ст. 13, предусматривает, что при обращении нескольких потерпевших в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате одного страхового случая страховые выплаты должны быть произведены с учетом требований пункта 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОСАГО», если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает страховую сумму по обязательному страхованию (статья 7 настоящего Федерального закона), страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших. Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы.
Из указанных норм следует, что пропорциональное распределение страховых выплат между потерпевшими в пределах 160 000 руб. при причинении вреда их имуществу осуществляется только в случае, когда за выплатой страхового возмещения обращается два и более потерпевших.
Однако если не все пострадавшие сразу обратятся к страховщику, то пропорции будут совершенно иные. Учитываются все требования именно на день первой выплаты. Если из двух потерпевших обратился только один, то он получит выплату в соответствии с оценкой, но не более 120 000 рублей.
Таким образом, 160 тыс. делится не в равных долях на всех пострадавших. Все зависит от общей суммы ущерба от одного ДТП и количества обратившихся за выплатой.
Поэтому обращение к страховщику лишь одного потерпевшего при наличии нескольких не влечет ограничение его права на возмещение реального ущерба в полном объеме, но не более 120 000 руб.
Таким образом, Л.И. Чайкина обратилась позже 05.10.2009 г., чем Лебедев А.С. 01.10.2009 г. При этом если по ДТП несколько пострадавших и за выплатой обратился один из них и ему выплачено 120 тыс., а затем еще один, то страховщик будет выплачивать ему остаток лимита, т. е. 40 тыс. пропорционально заявленным требованиям.
Таким образом, если потерпевшие обращаются в страховую компанию не одновременно, то Л.И. Чайкина, обратившаяся позже, может претендовать на возмещение вреда в полном объеме, но лишь в пределах суммы, оставшейся от предусмотренных ст. 7 Закона N 40-ФЗ, то есть 160 тыс. руб. после удовлетворения требований потерпевшего Лебедева А.С., обратившегося раньше.

Задание 7
Вправе ли отец по месту работы получать социальный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка до конца 2010 г. в случае, если его дочь окончила государственный университет по очной форме обучения в июне 2010 г. в возрасте 22 лет?

Решение:
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Согласно абзацу двенадцатому данного подпункта налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется.
При этом в соответствии с абзацем девятнадцатым данного подпункта уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце двенадцатом данного подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей).
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения, то есть за период, в котором ребенок был учащимся образовательного учреждения.
Следовательно, условием предоставления стандартного налогового вычета является не только предельная величина дохода в размере 280 000 рублей, но и то, что ребенок должен являться учащимся очной формы обучения в возрасте до 24 лет. Таким образом, физическое лицо утрачивает право на получение налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, с месяца, следующего за месяцем окончания учебы (с июля 2010 года).

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.02.2016) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
  6. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // «Российская газета», N 127, 13.07.2002
  7. Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079) // «Вестник Банка России», N 45, 21.05.2014
  8. Чалов А.И., Комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный)., М.: Деловой двор, 2010. – 830 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov